ГлавнаяБиографияХронологияЗнаменитые работыГалереяСтиль и техникаМузейНовостиГостевая книга
Иван Николаевич Крамской
(1837 - 1887)
Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич - великий организатор и теоретик искусства - самые «громкие» художественные объединения, появившиеся в России во второй половине XIX века, были созданы именно по его почину.

Поиск

2

Сложение нового буржуазного общества коренным образом изменило положение. Вступление человечества на путь буржуазного развития благоприятно сказалось на развитии техники и естественных наук, но создало крайне неблагоприятные условия для развития искусства. Причина этого коренилась в дискредитации духовного человеческого начала. Ф. Энгельс так характеризовал основные черты буржуазного общества: «Уничтожение феодального рабства сделало «чистоган единственной связью между людьми». Собственность — природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному началу — возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги — отчужденная, пустая абстракция собственности, — делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи...» х.

Торжество буржуазии означало, по существу, торжество мещанина. Превращение мещанского идеала во всеобщий идеал, исчезновение из реального человеческого бытия каких-либо возвышенных стремлений и элементов поэзии, приводило искусство к тому положению, о котором так красноречиво писал А. И. Герцен: «Но и искусство имеет свой предел. Есть камень преткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец; искусство, чтоб скрыть свою немоготу, издевается над ним, делает карикатуры. Этот камень преткновения — мещанство... Художник, который превосходно набрасывает человека совершенно голого, покрытого лохмотьями или до того совершенно одетого, что ничего не видать, кроме железа или монашеской рясы, останавливается в отчаянии перед мещанином во фраке» 2.

Упоминание о фраке не является случайностью. Это очень меткое определение той одежды, которая нивелировала и приводила к внешнему равенству людей разного социального положения. «Во фраке и белом галстуке кто угодно, даже биржевой маклер, может сойти за цивилизованного человека», — утверждал один из персонажей романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» 3.

Говоря о том, что мещанин стал центральной фигурой европейской жизни, Герцен имел в виду вполне определенную эпоху, время, последовавшее за французской буржуазной революцией 1848 года.

По определению В. И. Ленина, это была та всемирно-историческая эпоха, «когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» 4.

Чрезвычайно важно это замечание Ленина о незрелости пролетарской революционности. Именно эта незрелость создавала впечатление, что революционно-освободительная борьба завершила свой последний цикл, что буржуазно-демократический строй, установившийся в Европе, представляет собой окончательный и последний итог борьбы человечества за свое освобождение.
 
Наши спонсоры:
Крамской И.Н. - о великом художнике (картины, биография, статьи)
e-mail: info@kramskoy.info
ArtNow - купить картину
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыНовостиСтатьиИскусствоДрузья